Разговор по душам. Часть вторая

Продолжение интервью с министром сельского хозяйства Рязанской области Дмитрием Филипповым

Корреспондент нашего общественнополитического издания Михаил Фильчак выяснял у руководителя ведомства, какая в регионе оказывается помощь фермерским хозяйствам, может ли измениться льготное кредитование фермеров, как можно стимулировать спрос на сельхозпродукцию, и каким образом можно оградить потребительский рынок от недоброкачественных товаров.

 - Дмитрий Игоревич, конечно, первоочередные цели для всех сельхозпредприятий - борьба за спрос, поиск новых решений и нацеленность на максимальную эффективность. Крупные производители в решении этих вопросов могут обойтись своими средствами. Но мелкие фермерские хозяйства нуждаются в помощи. Какие первоочередные меры, по вашему мнению, необходимо предпринять в этом направлении?

 - Это довольно обширный вопрос, и количество мер, о которых вы спрашиваете, довольно велико. Всё, что необходимо и возможно, мы, конечно, делаем. Первое, что мы должны делать - это преподносить наши фермерские хозяйства, чтобы их продукция была узнаваема. Здесь механизм, по сути своей, простой: это ярмарки выходного дня. На этих ярмарках покупатели узнают новые названия мелких и средних сельхозпредприятий. Благодаря тому, что фермеры сами не подводят своих потребителей, предлагают качественную продукцию, они становятся востребованы. Это первый путь.

 Второй для тех, кто хочет большего размаха. Это выход на общефедеральный уровень, на Москву. На стендах Всероссийской выставки «Золотая осень» мы наших фермеров стараемся представлять. Площади, сами понимаете, стоят денег. Но в 2018 году областное правительство на эти цели выделит дополнительные средства, и мы надеемся, что в октябре нам удастся арендовать дополнительный павильон, и в нём всех наших фермеров у нас получится выставить, то есть мы покажем продукцию не только крупных производителей, которых знают в соседних и дальних регионах России, а именно покажем, чем хороши наши фермеры.

 Естественно, огромная работа проводится совместно с областным Министерством промышленности и экономического развития по реализации фермерской продукции в торговых сетях. Довольно сложный вопрос, поскольку матрица ритейлеров имеет чёткие понятия, в продаже присутствуют те самые пресловутые бонусы, различные маркетинговые ходы, которые не до конца туда позволяют войти именно мелким хозяйствам. Мы ведём прямой диалог и проводим определённого рода мероприятия. В основном наша задача принимать участие в организации закупочных сессий, на которых мы рассказываем о том, что из себя представляют наши небольшие предприятия и фермерские хозяйства.

 И есть ещё один формат - магазины свежих продуктов. В Европе этот формат называется фрэш-маркет. Это, когда определённый оператор имеет площади и позволяет на них торговать, предоставляя своих продавцов. Фермер просто туда привозит свою продукцию. Здесь мы должны соблюдать нормы законов о торговле и санитарные нормы, чтобы продукция была качественной, непросроченной и т.д. Вопросы качества, фальсификации мы всегда стараемся очень чётко отрабатывать.

 Ещё один механизм, который мы очень сильно хотим развить, это прямые поставки фермерских продуктов в учреждения социальной и образовательной сферы, в медицинские учреждения. Сложность опять в пресловутых законах - сорок четвёртом и двести двадцать третьем, которые говорят о том, что именно этим самым учреждениям нужно закупать продукцию на торгах. Сама суть этих торгов в том, что на них должна реализовываться сельхозпродукция по невысокой цене. Большой список имеется такой продукции. Но работу мы и в этом направлении ведём с Министерством имущественных и земельных отношений. Создана витрина прямых закупок Рязанской области, где каждый фермер может выставить свой лот, а каждое учреждение в соответствующих сферах этот лот может приобрести согласно своему заказу.

 Наша задача максимум, чтобы всё это закольцевать на территории региона, чтобы не было у нас недобросовестных поставщиков, которые привозят дешёвую, но непонятную по качеству продукцию. Конечно, нельзя всё решить прямыми закупками, здесь ещё огромное не паханное поле, как говорится. Первоочередная наша цель сделать так, чтобы рязанский мелкий производитель не возил куда-то далеко свою продукцию, а мог её предоставить тут, на месте, нашим детям, пожилым людям, пациентам больниц. Это задача межведомственного уровня, которую, мы надеемся, может быть, не сразу, но совместными усилиями решим.

 - Может ли так случится, Дмитрий Игоревич, что в ближайшее время у нас изменятся условия льготного кредитования и фермерских хозяйств, и крупных сельхозпредприятий?

 - Льготное кредитования, безусловно, хороший механизм, но, следует признать, но не всегда понятный, потому что объёмов тех средств, которые выделяются из федерального бюджета, не хватает. Если мы говорим про фермерские хозяйства, то они в приоритетном порядке получают льготное кредитование. Конечно, те, кто запрашивает. Но есть такие фермеры, которые не могут предоставить, например, достаточную залоговую базу. У банков, как мы знаем, весьма серьёзные требования по этому пункту. В этом мы не вольны помочь совсем никак, потому что у кредитных учреждений свой регламент, через который финансисты сами переступить не могут.

 Конечно, это большая проблема. Банки просчитывают свои риски, никто не спорит с этим. Многие получают льготные кредиты, но есть совсем маленькие хозяйства, которые часто не могут получить средства на развитие. В этом вопросе фермеры могут претендовать на грантовую поддержку из федерального и регионального бюджетов. Конечно, эти средства также ограничены, выделяются на конкурсной основе. Но, с другой стороны, речь идёт уже не о кредите, который надо возвращать банку, а о гранте - финансовых средствах, которые фермер получает и при условии соблюдения требований по расходованию грантов государству не возвращает. В 2018 году начинающие фермеры могут претендовать на гранты до 3 миллионов рублей, а те фермеры, которые серьёзно хотят развивать животноводство - до 30 миллионов.

 - Участники рынка сбыта говорят о том, что и в 2018 году вопрос цены на сельхозпродукцию, в первую очередь, будет зависеть от потребительского спроса и борьбы с фальсификатом, которая пока лишь негативно влияет на честных производителей, заставляя покупателей сомневаться во всём, что представлено на прилавках магазинов. Как же, по вашему мнению, Дмитрий Игоревич, можно стимулировать спрос, и каким образом можно оградить потребительский рынок от недоброкачественных товаров?

 - Конечно, этот вопрос не полностью в нашей компетенции, поскольку есть надзорные органы, у которых имеется чёткий план контрольных мероприятий, позволяющих провести мониторинг определённой продукции. Я только что говорил о поставках качественных товаров в бюджетные организации. Дело в том, что качественная продукция на сегодняшний момент дешёвой быть не может, потому что значительно возросли затраты на энергетику, на ГСМ, на технику и на запчасти, то есть всё это в итоге вкладывается в себестоимость. Возьмём к примеру молочную отрасль. Мы привыкли потреблять чистое молоко, а не «молочный продукт» (по сути - молокосодержащий, приготовленный с использованием заменителей молочного жира) . Здесь важна, наверное, идеология, подразумеваемая рамках борьбы с фальсификатом. Идеологически каждый человек должен понять, что именно из себя представляет здоровое питание. Сейчас и в школах уже рассказывают нашим детям об этом.

 Допустим, мы сейчас с вами приедем в какую-нибудь европейскую страну, не говоря уже о странах на других континентах. Мы не сможем употреблять, наверное, какую-нибудь продукцию без каких-либо ограничений и даже, может быть, без ущерба нашему здоровью. Сейчас границы раздвинулись, мы можем куда-то поехать и там употреблять, скажем, хамон, употреблять какие-нибудь французские сыры, но ведь всё равно это «не наши» продукты, в определённом смысле. И, по моему мнению, это хорошо, что сейчас Министерство образования и науки разрабатывает просветительскую программу по этой теме, которая не должна только школьным курсом ограничиться. Каждый родитель для себя должен понять, что такое есть здоровое питание, и именно это понятие нужно «вкладывать» детям, что есть правильное, здоровое питание, не фастфуд, а именно тот набор продуктов, который предопределён регионом проживания. Для нас это, однозначно, натуральная молочная продукция, и здесь выбор остаётся за потребителем, который «голосует рублём». В настоящее время вводятся новые требования к маркировке молочных продуктов, которые, надеюсь, помогут потребителям легче ориентироваться и делать выбор между молочным продуктом и продуктом с содержанием молочного жира.

 Конечно, произвести хороших продуктов можно довольно много. На самом деле, я могу назвать сто сельхозпредприятий, которые производят хорошее молоко, и там заниматься фальсификацией сложно. Молоко поступает на перерабатывающие предприятия. В институте мы изучали множество способов фальсификации молочного сырья, но сейчас молокозаводы не примут такой продукт, потому что там имеются свои серьёзнейшие лаборатории. В настоящее время внедряется электронная ветеринарная сертификация молока, таким образом, процесс контроля за качеством продукта начинается ещё на ферме, продолжается при переработке и будет завершаться в торговле.

 Та система ГОСТов, которая была ещё в Советском Союзе создана, была, конечно, более серьёзной, более сложной. Сейчас довольно много разрешено, рамки эти, наверное, надо сузить. Этим занимаются Роспотребнадзор и другие ведомства в силу своих полномочий. Но вожжи уже отпущены, к сожалению.

 В то же время на сегодняшний день губернатором Рязанской области Николаем Любимовым поставлена задача обеспечения жёсткого контроля за качеством молочной продукции, которая поставляется в учреждения соцсферы. Над этим активно работает ветеринарная служба региона. Надеюсь, что это даст возможность нашим товаропроизводителям поставлять в образовательные и медицинские учреждения больше качественной рязанской продукции.

Продолжение следует...

rg62.info