16 декабря 2022 года

Презентация к выступлению

Слайд 1 - Заголовок

Добрый день, уважаемые коллеги!

Несколько лет назад вместе с вами мы сформулировали вектор развития словами «Рязанская область – молочный регион».

Слайд 2

Рязанская область – молочный регион

И сегодня можем констатировать, что преуспели в этом. За 7 лет Рязанская область поднялась в рейтинге валового производства молока: в России – на пять мест выше, чем была, а в ЦФО – на одно место. Сегодня мы занимаем 4 место по ЦФО и 14‑е место по стране.

В этом году регион произведёт сырого молока на сумму 18 млрд. руб.

Слайд 3

Валовое производство, объём и эффективность господдержки

На рынке сырого молока в Рязанской области сложилась уникальная ситуация. В течение 5 последних лет валовое производство выросло в 1,5 раза, хотя суммарный объём господдержки уменьшился втрое. Получается, что эффективность каждого бюджетного рубля, направляемого на поддержку отрасли, выросла в 5 раз. Уникальность ситуации в том, что при таком снижении господдержки рентабельность производства молока не снизилась, а наоборот, выросла.

В чём секрет же успеха молочного животноводства в Рязанской области? Объёмы производства молока существенно выросли благодаря увеличению поголовья коров и повышению продуктивности. Это стало возможным благодаря инвестициям в отрасль, поддержке государства, четко выстроенной и неукоснительно соблюдаемой технологии производства в каждом конкретном хозяйстве, а также кропотливой селекционно-племенной работе наших специалистов.

Слайд 4

Покупка и реализация племенного молодняка

В настоящее время в регионе работают 17 племенных хозяйств по разведению крупного рогатого скота голштинской (93%) и чёрно-пёстрой (7%) пород. За последние 4 года племенное маточное поголовье увеличилось вдвое и превысило 39 тыс. голов. Племенные хозяйства производят более 70% (71%) молока от областного объема.

И самое главное достижение племенных предприятий в том, что из импортёра высокопродуктивных животных Рязанская область превратилась в экспортёра. Текущий год стал первым, когда Рязанская область больше продала сама, чем купила из-за пределов региона.

Потребность в покупке высокопродуктивного скота в других регионах и за рубежом сократилась в 4–5 раз. В 2022 году покупка составила 1500 голов, в том числе лишь половина была завезена из других регионов и по импорту.

Слайд 5

География поставок племенного молодняка

Свою потребность в новом поголовье теперь регион обеспечивает сам, причём, обеспечивает с избытком, и наших племенных животных готовы покупать во многих регионах.

Продажа высокопродуктивного скота в другие регионы увеличилась в 20 раз. В 2010–2019 годах поставки за пределы региона в среднем были менее 100 голов, в 2021 году продано – 1683 головы, а до конца 2022 года – 2136 голов. География поставок рязанских тёлок и нетелей: Амурская, Владимирская, Воронежская, Пензенская, Калужская, Ленинградская, Московская области, Татарстан, Башкирия, Марий Эл, Чувашия, Чеченская Республика.

Это очень солидная география.

Те регионы, где еще недавно мы учились эффективности ведения молочного животноводства, сегодня охотно пользуются нашими компетенциями. И можно уверенно говорить о том, что новые фермы мы готовы комплектовать собственным племенным молодняком, максимально адаптированным и к местным условиям и к современным технологиям.

Переходим к объёмам производства молока. Топ-10 крупнейших производителей возглавляют два холдинга – «Ока Молоко» и «Русская Аграрная Группа». С третьего по десятое место занимают компании «Авангард», «Вакинское Агро», «АПК Русь», Колхоз имени Ленина Касимовского района, «Мир», «Дмитриево», «Ряжская МТС» и СПК «Ряжский Агроцентр». Почти все лидеры имеют племенной статус.

Слайд 6

ТОП-10 предприятий по продуктивности

А вот как выглядит топ-10 предприятий с наивысшей продуктивностью:

  1. «Ока Молоко», подразделение в Пителинском районе;
  2. «Рассвет» Рязанского района;
  3. Племзавод «Дмитриево» Касимовского района;
  4. «Ока Молоко» подразделение в Чучковском районе
  5. «Октябрьское» Пронского;
  6. «Простор» Захаровского;
  7. «Приокское мясо» Спасского;
  8. Колхоз им. Ленина Касимовского района;
  9. «Рязанские сады» Старожиловского района;
  10. «имени Крупской» Старожиловского района.

Я предлагаю поаплодировать нашим лидерам, добившимся столь высокой продуктивности!

Помните, ещё недавно мы ездили в Европу на предприятия с надоем 10-11 тонн на корову, поражались показателям, изучали технологии. Сегодня сразу несколько наших предприятий преодолели эту планку, и вы можете многое подчерпнуть у них, попробовать применить у себя, повысив эффективность производства.  

Слайд 7

Продуктивность дойного стада в СХО в 2018-2022 годах,  кг.

В целом в сельскохозяйственных организациях за 11 месяцев по сравнению с прошлым годом надой на корову уже увеличился на 483 кг и составил 8311 кг и по итогам 2022 года ожидается получить около 9000 кг от каждой фуражной коровы.

Слайд 8

Коэффициент сезонности производства молока в Рязанской области

На экономику молочной отрасли значительное влияние оказывает фактор сезонности производства молока. В Рязанской области сезонность производства молока за 10 лет снизилась с 47% в 2013 году до 6% – в этом году.

Теперь в течение всего года производится равномерный объем молока.

Слайд 9

Динамика цены реализации сырого молока

На следующем слайде мы видим, что закупочные цены показывали стабильный рост. Но что важно: не сильно заметное, до полутора рублей сезонное снижение цен. А в текущем году практически без него.

Высокое качество молока и снижение сезонности производства позволяют поддерживать достаточно высокие, по сравнению с другими регионами, закупочные цены на сырье.

Слайд 10

Закупочные цены на молоко

По данным за октябрь, средняя закупочная цена на сырое молоко в Рязанской области выше, чем средняя цена по стране в целом на 2 рубля 09 копеек, и на 69 копеек выше, чем средняя по ЦФО. А в ЦФО, как мы видим, одни из самых высоких цен в России.

Слайд 11

Объём и доля переработки молока внутри региона

Одной из основных задач, которую мы ставим перед собой не первый год, это увеличение объемов переработки молока на региональных мощностях.

 Но сегодня темпы роста объемов переработки молока ниже темпов роста  производства сырого молока. Если за 5 лет производство молока в сельхозорганизациях региона выросло на 50%, то переработка молока выросла на 10%, что конечно отразилось в снижении доли собственной переработки. Да, в текущем году доля молока, перерабатываемого в регионе, составит около 43 %, против 57,6 % пятью годами ранее, но при этом перерабатывается на 50-60 тонн в сутки больше.

Конечно, переработка молока зависит от возможностей реализации продукции: это и высокая конкуренция, и покупательская способность потребителей.

У молочных предприятий существует возможность увеличения реализации за счет обеспечения потребностей учреждений социальной сферы, где в год потребляется более 15 тыс. тонн молочной продукции.

 Этот канал реализации для производителей – гарантированный рынок сбыта, а для социальной сферы – гарантия качества потребляемой продукции. Мы начали работу по выстраиванию взаимовыгодных отношений в этой сфере, давайте в 2023 завершим ее с положительным результатом.

Слайд 12

Рентабельность и себестоимость производства молока

Итогом масштабной работы нескольких последних лет хочу назвать, что от реализации молока в 2022 году хозяйства ожидают получить прибыль более 4,7 млрд. руб., с рентабельностью около 36 %. Прибыль от реализации молока выросла, в основном, за счет увеличения цены реализации, но именно это,  несомненно, указывает на востребованность и высокое качество сырого молока, произведенного в регионе.

Надеюсь, после моего короткого доклада каждый из вас найдет для себя рациональное зерно. Все названные тенденции развития молочного животноводства вы ещё подробно обсудите на секциях. Не сомневаюсь, что каждый вынесет для себя пути дальнейшего развития отрасли в хозяйстве. Постарайтесь применить на практике те элементы технологии, которые сегодня  будете обсуждать.

Потому что показатель Доктрины продовольственной безопасности по молоку – не достигнут, а молочный рынок ежегодно претерпевает изменения. Да, он непростой, но, по-прежнему есть неиспользованные возможности для повышения эффективности производства и переработки молока. И мы можем и должны использовать это, чтобы окончательно стабилизировать свои позиции и быть сильными игроками в нем.  Тезис, принятый нами почти десятилетие  назад, что молочное животноводство не что иное, как эффективный бизнес, сегодня подтверждается упрямыми цифрами и фактами.

Спасибо за внимание!