Приют трудов

Областной детский эколого-биологический центр многие годы назывался областной станцией юннатов. Открылась она 1 мая 1941 года, и до сих пор на учебно-опытном участке растут несколько плодоносящих «ветеранов» – яблони и другие деревья, посаженные в годы войны.

Много разных ветров пронеслось с того времени над станцией–центром, но всегда это учреждение дополнительного образования давало детям поучительный опыт общения с живой природой.

Нынешний директор центра Елена Евгеньевна Харитонова как раз из таких школьников. Наш разговор с ней шел о сегодняшнем дне эколого-биологического центра, его проблемах и перспективах.

Гринкипер, сэр…

– Елена Евгеньевна, в наше время, когда дети поголовно увлечены электроникой, чем вы «заманиваете» их в центр? Предлагаете, если вспомнить прежние годы, морковку продернуть, помидорную рассаду прищипить?

Е.Х. – И это надо уметь, хотя бы для работы на своей даче. Но мы стараемся идти в ногу со временем, использовать весь арсенал средств, который есть в дополнительном образовании естественно-научной направленности. И он сейчас богат. Человек активно вторгается в природу, приспосабливает ее для себя, но она все равно может жить и развиваться только по своим законам. Возьмем парковый, ландшафтный дизайн, где ребят может привлечь, скажем, профессия арбориста – это человек, который занимается обрезкой и формированием кроны деревьев. В связи с тем, что у нас активно развивается спорт, нужны работники, умеющие в достойном виде содержать травяное покрытие спортивных площадок. Сейчас у нас есть необходимость и в людях, которые могли бы ухаживать за полем для гольфа – так называемые «гринкиперы», они и травку подстригают, и подбирают ее специальный состав – чтобы не выгорала, не давала ходу сорнякам…

Заботы нашенские

– Конечно, «арборист», «гринкипер» – это звучит, и для современной молодежи привлекательно, не то что название некоторых сельских профессий, очень нужных нашему производству.

Е.Х. – Занятия эколого-биологического центра посещает более двух с половиной тысячи школьников, для них организовано около 180 объединений по самым разным направлениям. Осуществляются разработанные нашими педагогами проекты, проходят конкурсы… Например, мы участвуем в сетевом образовательном проекте «Малая Тимирязевка», который запущен Федеральным детским эколого-биологическим центром. Дети проводят работу по испытанию новых сортов семян плодов и овощей. Не секрет, что много семян мы закупаем за границей, и нам нужно вывести свои, российские сорта. Юннаты нашего центра увлеченно занимаются сортоиспытанием, и по итогам 2016 года пятеро из них, можно сказать, вышли на всероссийский пьедестал.

Заботимся мы и о возрождении школьных садов. В своем питомнике посеяли семена наших исконных мичуринских сортов фруктов, уже вырастили дички, скоро привьем их, а осенью будем дарить школам, желающим заложить свой сад.

Но самое, пожалуй, главное и ответственное для нас – это дистанционный сетевой проект «Агрошкола». На него с готовностью откликнулись педагоги и дети многих, в том числе дальних, сельских школ. Правда, не все родители остались довольны. Одна девочка приехала домой с первой, осенней сессии, когда мы показывали ребятам одно из современных животноводческих предприятий, а мама ей говорит: «От тебя фермой пахнет. Ни в какой агрошколе ты учиться не будешь». Но это единичный случай. Проходя через школу, дети вместе с родителями начинают лучше видеть перспективы сельхозпроизводства. Но, конечно, знакомства с ним должно быть больше.

На заседании «круглого стола» по проблемам АПК, которое недавно состоялось в Рязани, я внесла предложение, чтобы в дальнейшем учащиеся агрошколы имели возможность проходить практику в расположенных неподалеку от них хозяйствах – разумеется, под руководством педагогов и представителей хозяйств. Меня поддержали. И еще высказывалось предложение: на базе эколого-биологического центра разместить небольшой агротехнопарк с малогабаритной сельхозтехникой. Это было бы прекрасно!

Друзья пушистые и рогатые

– Елена Евгеньевна, администрация вашего центра располагается в одном здании с областным центром «Дистанционные технологии» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это как-то отражается на работе вашего юннатского учреждения?

Е.Х. – Наш учебно-опытный участок небольшой – два с половиной гектара, но на этой площади, кроме всего, разбит парк-дендрарий редких растений, который мы недавно обновили благодаря безвозмездной помощи Рязанского регионального отделения Русского ботанического общества. В наших планах – часть этого парка-дендрария сделать «Парком доступной природы» для детей с инвалидностью и особенностями здоровья. К 17 июня – в этот день намечено его открытие – мы проложим там дорожки, поставим скамейки и откроем несколько так называемых сенсорных площадок (покрытых песком, сосновой корой, шишками, галькой и т.д.), чтобы дети могли походить на них, побегать босиком. Здесь будет и место отдыха, и экологическая тропа, пройдя по которой, можно получить интересные и полезные знания о растениях.

Есть условия и с животными пообщаться. В прошлом году мы сделали хороший ремонт в помещении живого уголка, закупили специальные клетки, и теперь в рамках проекта «Пушистые друзья» дети, не имеющие возможности держать животных дома, могут ухаживать за ними в нашем центре. Одному мальчику, учащемуся агрошколы, спонсор двух козочек купил…

И ограда может не спасти

– Не могу не спросить об ограде, охраняющей ваши «богатства», очень уж печальное производит она впечатление.

Е.Х. – Когда мне представили смету на ее ремонт, я чуть не впала в шок – такого мы не осилим. Но к лету мы ограду обязательно подремонтируем. Кстати, поживиться у нас кое-чем многие не прочь, так что ставим замки, запоры где только возможно.

– Есть вещи, от которых и хорошая ограда не спасет. Насколько известно, в 90-е годы и позже эколого-биологический центр хотели переселить куда-то на окраину города, а его место застроить многоэтажными домами. Сейчас такая угроза миновала?

Е.Х. – В сентябре 2015 года мы сделали запрос на эту тему в администрацию Рязани, и нам ответили, что были проведены общественные слушания по поводу перевода нашей земли из зоны застройки в зону зеленых насаждений, и вопрос решился в нашу пользу. Такой же ответ мы получили и через региональное министерство образования. Мы надеемся, что никто не станет отнимать у детей два с половиной гектара земли, где они учатся, проходят практику и реализуют свои экологические проекты.

Татьяна Банникова

rv-ryazan.ru