Особая форма жизни

Давно ли вы ели грибы, причем не сушеные, а свежие, только что проросшие в мягкой атмосфере влаги и компоста? А между тем в рязанской глубинке полным ходом идет возрождение сельского хозяйства и такими способами, а именно промышленным выпуском десятков тонн грибов.

И место для такой деятельности тоже выбрано не случайно. Грибная ферма расположилась в селе Инякино, которое находится среди густых шиловских лесов, богатых природными грибами. Но в самом хозяйстве все поставлено очень серьезно. Бывшее картофелехранилище переоборудовано в дом для вешенок. Так называются грибы, которые здесь выращивают. Внутри бетонного и немного утопленного в землю помещения расположены отдельные просторные залы, где автоматика тонко регулирует температуру и влажность. Периодически включается механизм образования тумана. Вешенки растут на комках соломы, завернутых в полиэтилен. Сквозь прорези в нем выглядывают шляпки молодых грибов. Когда с одной стороны зала только начинает проклевываться новая партия, в другом конце уже можно снимать отросшие товарные колонии вешенок, которые чистыми руками аккуратно отделяют от субстрата и тут же упаковывают. Гриб – это не растение, но и не животное, а особая форма жизни, представитель одного из базовых царств природы. Грибы питательны, содержат легкоусваиваемый белок и массу питательных веществ. Но далеко не у всех получается «приручить» их, а вот у Екатерины Бурлаковой это получилось блестяще.

Сама она коренная москвичка и долгое время жила и работала в столице, но потом решила резко изменить жизнь.

– Я работала в Москве начальником отдела продаж в очень крупной международной фирме, – рассказывает Екатерина, – но потом мне надоело это. Захотелось заниматься собственным делом, причем желательно в области сельского хозяйства. Заниматься мясом я не могу, поскольку не приемлю убийств животных. Растениеводство – крайне сложное и хлопотное, а грибы оказались идеальным вариантом. Кроме того, я о них многое знала с детства, всегда обожала собирать грибы, готовить из них разнообразные блюда. Всегда лучше работать с тем, что хорошо понимаешь.

 – Насколько сложно было организовать собственное грибное хозяйство, ведь одно дело желание, а другое – возможности, тем более, в условиях сложной экономической ситуации?

Е.Б. – Для того, чтобы выращивать грибы, идеально подходит картофелехранилище. Мы выбрали именно объект в селе Инякино. Здесь некогда был очень богатый колхоз. Но потом он исчез, а на его «обломках» теперь функционирует наше сельское грибное хозяйство. Год назад наша бурная деятельность здесь началась в качестве арендаторов, а сейчас строение полностью выкуплено нами. И вот теперь в месяц три профессиональные грибные камеры производят 10 тонн нежных грибов. Их, кстати, можно есть и сырыми, а если кто любит тепловую обработку, то она должна быть минимальной. Вешенки – это прекрасный диетический продукт. Они выводят из организма холестерин, тяжелые металлы, а заодно снабжают белком. Его в грибах почти столько же, сколько и в мясе, но усваивается он легче. Был еще вариант выращивать шампиньоны, но в этом процессе необходимо применять химию, а этого делать не хочется. Вешенки же растут на простой пропаренной соломе.

 – Какие трудности пришлось преодолевать на пути к тому, чтобы стать мастером грибных дел?

Е.Б. – Трудности у нас есть и сейчас, поскольку работаем мы меньше года. В Москве и в Саратове есть школы грибоводства. Я ездила учиться именно в Саратов. В самом деле есть множество тонкостей. Очень часто в Интернете можно встретить утверждения, что грибы возможно запросто выращивать на балконе. Обмотал субстрат пленкой, а дальше только грибные урожаи и снимай. Конечно, это не так. Я сама поначалу прошла через это, ведь надо все попробовать, но ничего предсказуемо не выросло. Даже сейчас, когда у нас запущены прекрасно оснащенные грибные камеры в сотни квадратных метров с автоматизированным компьютерным контролем микроклимата, случаются разные инциденты. Стоит только немного нарушить технологию, грибы буреют, и тогда их только на выброс.

 – Как у вас с кадровым вопросом?

Е.Б. – Сейчас работают 10 человек. Все местные, селяне. Конечно, найти работящих людей в сельской местности сейчас трудно, тем более, если требуются непьющие. Это – почти фантастика. Но перед самым открытием нашего предприятия здесь закрылось местное сельпо, и почти весь его трудовой коллектив перешел к нам. А вообще село-то здесь огромное, а производства, кроме нашего, нет. Колледж, администрация, три магазина и безупречная экология, а больше ничего. Мы же планируем расширяться более чем в два с половиной раза. Сейчас у нас три грибные камеры, а будет восемь и всего 1600 квадратных метров грибных площадей. Конечно, придется расширять коллектив.

 – Есть ли проблема сбыта?

Е.Б. – Я прошла очень суровую школу в отделе сбыта столичной компании, а потому вопроса сбыта нет вообще. Грибов пока меньше, чем желающих их закупить оптом для розничной реализации. Другое дело, что Рязань способна съесть тонны полторы грибов в месяц. В основном вешенки отправляются в столицу, но там уже серьезная конкуренция. Реализация идет через розничные сети, но проталкивать наш товар на полки крупных магазинов удается с боем. Сейчас готовится контракт на поставки в крупную федеральную сеть, и тогда мы выйдем сразу на несколько областей – на Владимирскую, Тамбовскую… Вообще очень помогает и то, что страна у нас православная, многие люди регулярно соблюдают пост. В это время продажи грибов резко увеличиваются.

 – Как помогает государство и сколько ему приходится отдавать?

Е.Б. – Мы на сельхозналоге, а потому жить можно. Что касается проверок, то три года нас трогать не будут, к счастью, есть такой закон. Разумеется, очень много помогают советами. Я участвую во всех конкурсах, но до сих пор не было субсидий для грибоводов. В следующем году, как обещают, они появятся, так что я готовлюсь. Региональное министерство сельского хозяйства недавно возглавил очень деятельный человек, который серьезно помогает, нейтрализует бюрократию в своем ведомстве. Мы им довольны. А вот электроснабжение является настоящей проблемой. Дело в тарифах. Почти шесть рублей за киловатт для юридических лиц приводит к тяжелым расходам. Субсидий в этом направлении пока найти не удается. Есть у меня схема установки солнечных батарей для нашего комплекса, только срок окупаемости их составляет 24 года. Основные затраты идут летом, потому что охлаждение грибницы дороже, чем тепло зимой.

 – Каковы ваши планы развития?

Е.Б. – Расширяться, искать новые рынки сбыта и ждать, когда население узнает о грибах больше, об их пользе и выгоде по сравнению с мясными продуктами. Самое главное, что нам с мужем удалось найти здесь, на шиловской земле, то, что давно искали. Это и экологическая чистота, и возможность вести собственный бизнес вне жесточайших столичных рамок, а также небольшая нагрузка на предприятие по всем статьям. Перспективы у грибоводов в России есть, общая рентабельность отрасли порядка 30 процентов, а если население начнет относиться к своему питанию более ответственно, чем сейчас, то продажи грибов еще больше возрастут.

Михаил Скрипников
Фото: Дмитрий Осинин

rv-ryazan.ru