В рамках проекта ДеЛаваль «10 лет работы VMS™ в России» корреспондент TheDairyNews побывал на предприятии ООО «Вакинское Агро» в Рязанской области и пообщался с заместителем генерального директора Николаем Пласкуновым.
DN: Расскажите, пожалуйста, о данном хозяйстве?
НП: В хозяйстве в настоящий момент около 5500 голов крупного рогатого скота, дойное стадо составляет 2774 головы. Доим мы около 60 тонн в сутки.
Летом заметен небольшой обоснованный спад - молоко очень дешевое, и мы стараемся за это время провести все профилактические работы. К концу года мы будем доить порядка 75 тонн молока в день.
Для переработки молока построен молочный завод мощностью 120 тонн молока в сутки. Завод функционирует, мы стараемся увеличивать ассортимент: производим питьевое молокожирностью 1,5%, 2,5% и ненормализованное 3,7%, йогурты трех видов, простоквашу, топленое молоко, ряженку, снежок и сметану жирностью 15 и 20 %.
У нас есть 2 фермы – ферма с привязным содержанием и молочный комплекс, на котором находится 33 робота. В целом по хозяйству в этом году мы планируем 8500-8700 кг на одну фуражную корову, а на молочном комплексе 10 500 кг . В настоящее время мы делим 3-4 место по Рязанской области по производству молока. Мы является самым крупным хозяйством в Рязанской области, которое дает такое количество молока в одном месте.
На текущий момент можно говорить о том, что мы надоили на 3034 тонн больше по валовому производству и на 538 литров молока на одну фуражную корову больше, чем в прошлом году. По темпам роста производства молока занимаем первое место в Рязанской области. По продуктивности уступаем только «Колхозу им. Ленина».
DN: Как Вы начали работать с роботами?
НП: На сегодняшний день технологии, заложенные ДеЛаваль в самом начале строительства, отработаны и хорошо функционируют. На это нам потребовалось полтора года. Мы начинали с одной смешанной группы коров, а теперь весь комплекс работает на этой технологии. На сегодняшний день мы не пользуемся услугами ни одной компании посоставлению рационов и кормозаготовке, аДеЛаваль приезжает в хозяйство учиться, привозит к нам своих партнеров для демонстрации - это говорит о том, что мы на правильном пути. Сейчас мы дорабатываем технологии.
Для того, чтобы правильно кормить поголовье, навести порядок в рационах кормления, потребовалось 9 месяцев и сейчас он отвечает всем необходимым требованиям. Теперь все зависит от владельца и от того,какие цели он перед нами поставит по производству молока. Без инвестиционной составляющей себестоимость молока на комплексе составляет 15 рублей, на ферме -17, а с инвестициями – где-то 20-21 рубль. 2 года назад эти цифры были значительно выше. Если раньше в себестоимости литра покупные корма составляли 9-11 рублей, то сейчас 6,30 рубля. В этом году мы запустили комбикормовый завод и стараемся снизить стоимость концентратов и повысить их качество
DN: С какого года работает предприятие?
НП: Предприятие работает 5 лет. Строительство комплекса мы начали 4 мая 2013 года, а в ноябре уже принимали первую тысячу голов нетелей. Мы понимали, что все эти животные из-за определенного процента выбраковки не смогут доиться. Поэтому отправляли тех животных, которые не подошли под робота, на старую ферму, где поставили «параллель» на 16 голов в процессе реконструкции старого двора. И мы знаем, что самый производительный скот будет доиться на роботах. Ни «параллель», ни «карусель» не сможет доить корову 4,7 раза в сутки. Это наш максимальный показатель, средний составляет 2,7 дойки. У нас есть коровы, которые дают 82 литра. Выдаивать за три раза даже 60 литров – сложно. А с помощью робота показатели получается увеличить.
Вторая очередь, которая здесь будет строиться, будет основана на «параллели».
Если сравнивать по цене, стоимость оборудования будет примерно одинаковой.Может быть, роботы на такое количество голов будут чуть дороже. Основная проблема в доении – это человеческий фактор, который практически отсутствует при использовании роботов. Робот готовит корову к доению так, как только идеальный дояр сможет подготовить.
DN: Какие плюсы Вы видите при использовании роботов?
НП: Во-первых, количество проходов коров. Во-вторых, поскольку в одной клетке находится 100 голов и они никуда не переходят, исключается возможность травм и разноса болезней. В-третьих, это добровольная круглосуточная дойка, куда 95% коров ходят по собственному желанию. Плюс это сохранение информации о каждой корове: ветеринарный врач знает больше о животном, чем в больнице про нас знает наш лечащий врач.
DN: Откуда были привезены коровы в хозяйство?
НП: Скот из Америки, Дании, Германии и Калининградской области.
DN: Какая разница в продуктивности данного скота?
НП: Американский скот высокопродуктивный, но быстро выходит из строя, потому что генетика заточена всего на полторы лактации. Самым крепким по здоровью оказался датский скот. С американцами мы завезли себе немного лейкоза, и поэтому 4 раза в год сдаем кровь, но лейкоза сейчас в хозяйстве нет. У нас своя лаборатория, поэтому, прежде чем отправить молоко на завод, мы проверяем молоко на антибиотики, жир, белок, соматику.
DN: Какие показатели жира и белка в настоящий момент?
НП: Белок – 3,37%, жир – 3,7-3,9%.
DN: Есть ли какие-то изменения по показателям в сравнении в 2015 годом?
НП: Все зависит от кормления. Мы можем иметь жир 4%, но тогда у коровы будеткетоз. При европейском подходе соотношение комбикорма и сочных кормов должно быть 50 на 50. При американском, даже, наверное, уже израильском подходе, соотношение составляет 60% концентратов и 40% сочных кормов. Мы стараемся придерживаться европейского метода, ведь наша цель – сначала здоровье, потом молоко. Можно иметь больше молока, но мы хотим получать и телят, нужно иметь свое ремонтное стадо. К 2018 году хотим выйти на собственное стадо, пока его недостаточно. Мы в прошлом году попробовали закупить 160 голов в Калининграде, нас они очень устроили. В начале года привезли еще 223 и сейчас везем 288 голов. Ставим перед собой задачу – иметь надои 85 тонн молока в сутки к концу 2018 году и 1500 нетелей.
DN: Какая порода в содержится в хозяйстве?
НП: Голштины – основное стадо, но есть 180 голов джерсейской породы, которые содержатся на привязи.
DN: Сколько голов обслуживается на роботах?
НП: 1690 голов сейчас доится роботами.
DN: Как с сервисным обслуживанием?
НП: Роботы – это дорогая машина.Я бы сравнил робота с «мерседесом»,«параллель»с «фольксвагеном», а «карусель» – где-то между ними.
DN: Сократилось ли количество сотрудников с появлением роботов?
НП: В дворе на 400 голов работают два оператора в ночь и в день, один скотник и один слесарь. Если сравнивать со старой фермой, на 200 голов – 4 доярки. Обучение проходит в строгом режиме, потому что несоблюдение технологий приводит к 15-20% потере молока.
DN: Есть ли проблемы с кадрами?
НП: В этом году из Рязанской ветеринарной академии пришло 5 ветврачей. 2 года назад мы заключили соглашение о том, что на базе нашего хозяйства проходят практику, и мы стараемся выбрать для себя потенциальных работников.
DN: Сколько сотрудников всего?
НП: В настоящий момент – 323.
DN: Какова средняя заработная плата у доярки?
НП: Разная, сейчас на привязи средняя 27-29 тысяч рублей. Операторы VMS получают от 30 до 45 тысяч рублей.
Все сотрудники знают, что их заработная плата зависит от выполнения плана производства молока и уровня исполнения технологической дисциплины каждым из них. Все зависит от его личной работы.
DN: Какие основные планы на будущее?
НП: Первая и основная задача – довести маточное поголовье до 3500 голов. К концу 2018 года эта задача будет выполнена.
DN:Все ли молоко направляется на свою переработку?
НП: У нас нет проблем с реализацией молока. Средняя закупочная цена сырого молока – 30 рублей, и летом мы цены не сбавляем. Хотим выйти на уровень полной собственной переработки. С нами никто не сможет соперничать по качеству молока. Любой молочный завод – это сборное молоко. А у нас молоко свое.
DN: Вы работаете с сетями по реализации? Сложно ли с ними работать?
НП: Очень сложно. Сетям нужно хорошее и не дорогое молоко.
DN: Какой срок окупаемости робота?
НП: Официальный срок окупаемости проекта – 7 лет. Из наших 5 лет первые три года были потеряны. Была поставлена задача: получение молока. Воспроизводство стада было нарушено. После смены менеджмента полтора года назад была поставлена первостепенная задача по воспроизводству стада, а уж потом получение молока. Если два года назад было 2317 голов, то сейчас на конец года мы выйдем на 2813. Мы управляем продуктивностью коров через рацион кормления, что позволяет иметь здоровый скот, получать приплод и молоко. Для нас это важно. У ДеЛаваль четкая позиция: на роботах должно быть 5 лактаций. Теперь это наша задача. Тогда себестоимость будет совсем другая и прибыль пойдет другая.
DN:Вы готовы к электронно-ветеринарной сертификации?
НП: Да, мы уже готовы. Многие сети уже поставили в условиях работы сотрудничество с «Меркурием». У нас в настоящее время проходит обучение специалист, который будет отвечать именно за ветсертификацию. Главное – понимать суть производства, а не просто подписывать бумажку. Нам важно не потерять свой бренд.
DN:Планируете ли Вы расширять линейку продукции?
НП: Планируем. В Рязани на ярмарках выходного дня за нашим продуктом всегда собирается приличная очередь. Это говорит о многом.
DN:Какие регионы по реализации продукции?
НП: В основном это Рязань. Около 15 % поставляется в Москву. Спрос на нашу продукцию постоянно растет.
DN:Вернемся к роботам, они были внедрены постепенно?
НП: Сначала мы внедрили первую часть - 2 двора с 17 роботами, и через год еще 16 роботов.
DN: Роботы – не дешевое оборудование. Средства были заемные?
НП: Большую часть расходов составляют собственные средства владельца. Позже добавились заемные.
DN:Были ли использованы субсидии?
НП: Да. Для Рязанской области данный проект интересен. Мы получаем субсидии за реализацию молока, на поддержку племенного животноводства, на возмещение части затрат по закупке племенного скота, на поддержку в области растениеводства, на возмещение части затрат на проведение агрохимического обследования земель, на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам в агропромышленном комплексе. Это серьезная поддержка со стороны государства.
DN:Как Вы оцениваете работу с роботами?
НП: Полтора года назад все главные специалисты хотели уходить на «параллель» и «карусель». Сейчас мы готовы сказать, что роботы – это очень хорошо, надо только научиться правильно на них работать, - свое безделье и непрофессионализм не надо прикрывать порицанием техники. Но для максимального использования потенциала животных и сохранности их здоровья должно присутствовать комбинированное доение. Мы пришли к тому, что самые высокоудойные животные у нас на роботах. Потом переводим на 2 лактации, например, на «параллель». Если заболела – то переводим на привязь, чтобы не выбраковывать, чтобы было экономически выгодно. Подход индивидуальный к каждой корове.
DN: Что Вы делаете с бычками?
НП: Бычков по договору реализуем в «Мираторг» в двухнедельном возрасте.
DN:Расскажите о себе: как Вы связаны с сельским хозяйством?
НП: В 1985 году я впервые стал председателем колхоза в 28 лет. Образование – строитель, агроном, экономист. После работал 4 года начальником управления, потом работал главой района 12,5 лет. Затем переехал в Рыбинский район и решил закончить с административной деятельностью. С ноября 2015 года работаю в ООО "Вакинское Агро"
DN: Большое спасибо за беседу!