Спекуляции на мнимой безопасности

На полках многих магазинов сегодня можно встретить товары с пометкой «organic». И несмотря на то что органические продукты в полтора-два раза дороже обычных, они находят своего потребителя. «Органический – значит, безо всякой химии», – думаем мы. И нередко заблуждаемся…

Ещё некоторое время назад в Рязани состоялся круглый стол, посвящённый развитию органического сельского хозяйства в России. На нём составили список рекомендаций по правовому урегулированию органического земледелия. Мы встретились с одним из участников круглого стола – доктором сельскохозяйственных наук, профессором кафедры агрономии и агротехнологий Рязанского государственного агротехнологического университета им. Костычева Михаилом Крючковым. С ним мы поговорили о том, каким должно быть органическое земледелие на самом деле и стоит ли уже сейчас торопиться приобретать отечественные органические продукты.

О чём ведём речь?

Сразу поясним, что на сегодняшний день в нашей стране нет чёткого понимания, что именно представляет собой органическая продукция. Так, региональное министерство сельского хозяйства и продовольствия определяет её как «полученную без применения минеральных удобрений, без использования химических средств защиты растений, антибиотиков». То есть речь идёт о том, что в органическом сельском хозяйстве можно использовать только органические удобрения и научно-обоснованные севообороты.

– Такую же точку зрения можно встретить ещё в нескольких источниках, – добавляет Михаил Михайлович. – Однако в проекте федерального закона «О производстве органической продукции» написано про ограничение применения агрохимикатов и пестицидов, но не про их полный запрет.

Кроме того, в проекте закона сказано, что в производстве органических продуктов нельзя использовать генно-инженерно-модифицированные и трансгенные организмы. Органическим нельзя будет назвать и метод выращивания растений, при котором их корни находятся в минеральном питательном растворе или инертном субстрате (иначе говоря – гидропонику). Применение ионизирующего облучения при обработке продукции тоже автоматически выводит её из категории органической.

Естественно, при органическом земледелии удобрения можно и нужно использовать – к примеру, тот же навоз. Но и тут есть свои нюансы.

– Когда в 88-91-м годах я был главным агрономом области, мы практически наладили органическое земледелие, – продолжает рассказ Михаил Крючков. – За три года нам удалось повысить среднюю урожайность по региону почти вдвое. Для удобрения использовали навоз, а подстилку от скота не выбрасывали, а запахивали в почву. При этом, чтобы получить необходимое количество навоза на один гектар земли, и тогда и сейчас достаточно было одной коровы. Но в то время поголовье крупного рогатого скота по региону превышало 1 млн голов. Теперь же у нас по области около 160 тыс. голов КРС.

Севооборот против сорняков

Кроме того, важная часть органического земледелия – это севообороты. Сейчас их практикуют далеко не везде в силу дороговизны…

Севооборот предполагает чередование сельскохозяйственных культур и паров (вспаханное поле, оставленное на один год незасеянным). Именно благодаря грамотной смене высеваемых растений можно значительно сократить использование неорганических удобрений, гербицидов и пестицидов.

– Примерная схема севооборота может быть такой: пар, клевер, озимые, пропашные культуры, а потом – яровые с подсевом многолетних трав, – объясняет Михаил Михайлович. – В такой схеме пропашные истощают количество гумуса примерно на 30%. Травы – увеличивают на 30%. А зерновые его сохраняют. Так создаётся баланс в части сохранения питательных свойств земли.

Научно обоснованный севооборот также даёт возможность противостоять сорнякам, не применяя излишне много гербицидов. Способствует этому и высадка так называемых растений-сидератов. Неспроста горчицу и рапс называют санитарами полей. Во время своего роста они угнетают сорняки, а после запахивания в почву насыщают её удобрениями.

Кроме того, борьбе с сорными травами способствует сам факт, что каждый год на поле сеют разные культуры. Некоторые сорняки – спутники определённых растений. И если ежегодно менять высеваемую культуру, то и сорные травы не успеют закрепиться на поле должным образом.

Севооборот важен и в борьбе с вредителями и болезнями растений. К примеру, личинки колорадских жуков могут спокойно переждать зиму в земле. Но если весной на поле начнёт всходить другая, несъедобная для них культура, они погибнут. То же самое и с заболеваниями растений: их споры могут жить в земле по несколько лет. Но рак картофеля не сможет перекинуться на пшеницу или горчицу. Это справедливо и в отношении многих других заболеваний...

Стоит также добавить, что в органическом земледелии используется минимальная ресурсосберегающая обработка почвы. Фактически обработке подвергается только верхний её слой, на глубине от двух до десяти сантиметров.

Пока отличие только в цене...

Почему продукты органического земледелия дороже, чем обычные? Дело в том, что в органическом земледелии задействовано больше людей, а урожаи в среднем выходят меньше.

Но это вовсе не значит, что «неорганическую» продукцию нещадно пичкают химикатами, только чтобы получить урожаи побогаче!

Эксперты утверждают, что нынче поля зачастую удобряют даже в меньшей степени, чем это нужно. Исключительно из-за экономии денег. По действующей норме на гектар пашни нужно вносить 160 кило удобрений, у нас же вносят, как правило, не более 60.

Достаточно дорогие гербициды с пестицидами по этой же причине никто не будет выливать на поля сверх меры.

К тому же сегодня в сельском хозяйстве есть технологии, которые дают возможность программировать расход агрохимикатов на определённую площадь. И на выходе мы абсолютно точно получим продукт без «передозировки» вредными веществами.

«Но ведь если продукт вырастили совсем без химикатов, он всё равно будет лучше!» – воскликнет иной, скептически настроенный читатель. Чтобы возразить ему, вновь вспомним о проекте федерального закона «О производстве органической продукции»...

– Пока закон не принят, рынок органической продукции развивается стихийно, так как отсутствуют легальные правовые определения органической продукции и органического сельского хозяйства, а также законодательно закреплённые механизмы регулирования процессов производства такой продукции и системы контроля её соответствия установленным требованиям, – прокомментировал «Вечёрке» глава министерства сельского хозяйства и продовольствия региона Дмитрий Филиппов. – В результате недобросовестные товаропроизводители могут безосновательно маркировать свою продукцию как «органическая», «экологическая». Так создаются условия для спекулирования в приобретении потребителем, якобы, «экологически чистых и безопасных» продуктов питания.

Михаил Крючков дополняет: на сегодняшний день законы об органическом земледелии приняты только в трёх регионах нашей страны: Воронежской и Ульяновской областях, а также в Краснодарском крае. И если продукт с маркировкой «organic» имеет другую «прописку», мы вправе усомниться, что он и вправду органический.

Не спорим, отдельные производители, даже независимо от того, в каком регионе они работают, могут честно производить органические товары. Но как в этом удостовериться? Пока нет закона – фактически никак.

Завершая тему, скажем: две главные цели органического земледелия – производить качественный продукт и повышать плодородие почвы. В идеале органический продукт должен быть полезнее обычного. Но на данный момент тот же батон хлеба с пометкой «organic» может отличаться от обычного только более высокой ценой.

КСТАТИ: Международный рынок органического сельского хозяйства в настоящее время составляет 90 млрд долларов. Органическое сельское хозяйство практикуют в 178 странах мира на 58 млн га сельскохозяйственных земель. В России на данный момент зарегистрировано около 70 предприятий, сертифицированных по международным стандартам производства органической продукции. Однако ни одно из них не расположено на территории Рязанской области.

vr-gazeta.ru