В ходе расширенной пресс-конференции с участием глав делегаций стран АТЭС Министр сельского хозяйства России Николай Федоров рассказал о результатах встречи министров по вопросам продовольственной безопасности и содержании итоговой декларации.

Встреча проводилась в рамках председательства Российской Федерации в АТЭС-2012. Впервые проблематику продовольственной безопасности министры экономик АТЭС обсуждали на встрече в г. Ниигата (Япония) в октябре 2010 года. Тогда были приняты Ниигатская Декларация и План Действий по вопросам продовольственной безопасности АТЭС, которые, фактически, заложили основу для комплексного регионального сотрудничества в данной сфере.

Задачи Казанской декларации сводятся к закреплению и развитию процесса взаимодействия в АТЭС в обеспечении устойчивой продовольственной безопасности, подчеркнул Н. Федоров.

Справка о Казанской декларации по продовольственной безопасности АТЭС

Декларация содержит 26 пунктов и состоит из преамбулы, пяти глав и заключения.

В преамбуле отражена ситуация в области продовольственной безопасности, сложившаяся за период после встречи министров в Ниигате. В 2011 г. средний показатель индекса продовольственных цен ФАО составил 228 пунктов, превысив максимум в период продовольственного кризиса. ФАО прогнозирует рост и волатильность цен на сельскохозяйственные товары вплоть до 2020 г. Рост населения планеты до 9,3 млрд. человек к 2050 г. потребует увеличения мирового производства продовольствия.

Подчеркивается важное значение укрепления государственно-частного партнерства и создания в период председательства США в АТЭС-2011 нового органа АТЭС - Партнёрства по вопросам политики в области продовольственной безопасности. Основная цель которого – создание к 2020 г. системной региональной продовольственной безопасности.

Глава 1. Увеличение сельскохозяйственного производства и продуктивности в сельском хозяйстве

В главе отмечается, что важнейшим условием обеспечения продовольственной безопасности является увеличение сельскохозяйственного производства, путём наращивания государственных и частных инвестиций в сельское хозяйство и активного внедрения инновационных технологий. Перед Партнёрством поставлена задача разработать рекомендации по улучшению делового и инвестиционного климата в экономиках АТЭС, в частности определить сдерживающие факторы в инвестиционном сотрудничестве и пути их минимизации. Предложено активизировать сельскохозяйственные исследования и внедрение безопасных инновационных технологий, используя национальные системы сельскохозяйственных исследований, одновременно укрепляя их, путём создания в экономиках АТЭС, при необходимости, новых исследовательских институтов и инновационных центров.

Подчеркнута целесообразность разработки новых аграрных биотехнологий, гармонизации регулирующих механизмов в области биотехнологий, проведения научно обоснованной оценки рисков использования биотехнологий и прозрачности принятия решений. Отмечается важная роль использования инновационных технологий для смягчения негативного влияния изменения климата на развитие сельского хозяйства и качество производимого продовольствия.

Глава 2. Содействие торговле и развитие рынков продовольствия

Позитивно оценивается принятие министрами сельского хозяйства «Группы двадцати» в июне 2011 г. в Париже Плана действий в отношении волатильности продовольственных цен, включая создание Информационной системы сельскохозяйственного рынка (AMIS). Дается высокая оценка усилиям Японии по разработке и внедрению в мае 2012 г. Информационной платформы АТЭС по продовольственной безопасности (APIP). Предлагается проработать возможности взаимодействия систем AMIS и APIP и вопросы дальнейшего развития общей информационной системы в контексте расширения функциональности, доступности, охвата большего числа отдельных продовольственных рынков.

В главе отмечается, что стратегия укрепления продовольственной безопасности является эффективной, если основывается на справедливой и открытой торговле. При этом подчеркивается, что развитие инфраструктуры продовольственных рынков, их логистики – непременное условие для развития и взаимной интеграции рынков, снижения постурожайных потерь по всей цепочке продовольственных поставок. В этой связи подчеркнута необходимость создания благоприятных условий для привлечения целевых инвестиций в развитие инфраструктуры продовольственных рынков, выработки единых подходов к функционированию цепочек поставок продовольствия.

Глава 3. Повышение безопасности и качества продуктов питания

Отмечается, что экономики АТЭС заметно продвинулись в использовании международных стандартов в области санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля. Указано на необходимость взаимопонимания в вопросах следования международным стандартам безопасности продуктов питания, разработанных в рамках Кодекса Алиментариус, Международного эпизоотического бюро (IEB), Международной конвенции по защите растений (International Plant Protection Convention), а также инициативам ФАО, ВОЗ и профильных соглашений в рамках ВТО.

Высокую оценку получила работа Форума по сотрудничеству в области безопасности продуктов питания (FSCF) и его Сети учебных институтов по партнёрству (PTIN).

Глава 4. Обеспечение продуктами питания социально уязвимых слоев населения

Предлагается активизировать диалог по данной проблеме, обмен опытом и лучшими практиками, включая социальное и школьное питание, развитие местного сельскохозяйственного производства, систем закупок и перерабатывающей индустрии. Подчеркнута необходимость укрепления потенциала преодоления последствий стихийных бедствий. Поставлена задача активизировать использование исследовательского потенциала и практического опыта ФАО ВПП, международных и региональных профильных неправительственных организаций.

Рабочая группа АТЭС по техническому сотрудничеству в области сельского хозяйства и Партнерство будут на регулярной основе обсуждать данную проблематику и представлять рекомендации.

Глава 5. Обеспечение устойчивого управления морскими экосистемами, борьба с незаконным выловом рыбы и связанной с этим торговлей

Для большинства экономик региона рыболовство - существенный компонент социально-экономического благополучия и обеспечения продовольственной безопасности. Мировое рыболовство за последние десятилетия столкнулось с серьезной проблемой - истощением рыбных ресурсов. Некоторые виды рыбных ресурсов океанов подвергаются чрезмерной эксплуатации, что оказывает крайне негативное влияние на экосистемы и биологическое разнообразие морей и океанов. Подчеркнута приоритетность развития сотрудничества в борьбе с нелегальным, нерегистрируемым и нерегулируемым промыслом и хищническими методами лова рыбы, сокращении избыточной мощности рыболовного флота и повышении прозрачности в регулировании рыболовства, включая ситуацию на рынках сбыта. Отмечается необходимость усиления научно-технического сотрудничества в целях достижения экологически, социально и экономически устойчивого управления морскими экосистемами.

В заключении отмечается важность проведения обзора выполнения Ниигатского плана действий.