За прошедшие 17 лет экспорт сельхозпродукции и продовольствия из России вырос в 15 раз — с $1,3 млрд в 2000-м до, оценочно, $20,1 млрд в прошлом году. Об этом сказал министр сельского хозяйства Александр Ткачев на прошедшем в агроведомстве совещании. В 2016-м объем внешних продаж составил $17,1 млрд.
Основной позицией экспорта остается зерно. По данным ФТС, с начала сезона (1 июля 2017-го) по 24 января за рубеж было отгружено 29,8 млн т, что на 35% больше, чем за аналогичный период 2016/17 сельхозгода. Благодаря рекордному урожаю в 134,1 млн т в этом сезоне Россия может вывезти 45−47 млн т зерна. Как ранее писал «Агроинвестор», Международный совет по зерну (IGC) в январском обзоре повысил прогноз экспорта зерна из России в нынешнем сезоне на 1,7 млн т до 43,9 млн т без учета зернобобовых и продуктов переработки. Такой объем поставок позволит нашей стране впервые занять второе место в мире после США. В сезоне-2016/17 Россия была на четвертой позиции в списке крупнейших мировых экспортеров зерна после США, Украины и Аргентины.
Между тем, на прошлой неделе в ходе выступления главы Минсельхоза в Совете Федерации один из сенаторов обратил внимание, что из России на внешний рынок в основном поставляется сырье, и те, кто затем его перерабатывает и продает готовую продукцию, зарабатывают больше. Этот вопрос также затронул президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский на организованном РАНХиГС Гайдаровском форуме. «Наш экспорт концентрируется в сырье: мы лидеры по поставкам пшеницы, крупный экспортер сырого подсолнечного масла, много чего вывозим на мировой рынок, но кто, например, лидирует по переработанной продукции? Турция. Из объема глобального рынка муки в 12 млн т на ее долю приходится около 40% или 5 млн т», — привел пример Злочевский, уточнив, что вся эта мука производится из российского зерна.
«Мы продаем то, что можем продавать», — отметил Ткачев в Совете Федерации, обратив внимание, что, например, та же Бразилия ежегодно поставляет на глобальный рынок 80 млн т сои — как переработанной, так и сырья в зависимости от конъюнктуры. Он также признал, что Турция продает другим странам муку из нашего зерна, добавив, что это не значит, что мы не должны продавать Турции зерно. Кроме того, нужен не один год, чтобы потеснить ее на мировом рынке муки, поскольку он уже давно поделен между игроками.
По словам Ткачева, пока Россия вынуждена торговать сырьем, однако важно помнить, что некоторое время назад не было и этого. Кроме экспортного потенциала зерна Ткачев отметил рост вывоза подсолнечного масла (+28% до 2,8 млн т по итогам 2017 года), сахара (в восемь раз до 500 тыс. т), мяса птицы (+40% до 130 тыс. т). «Мы в разы увеличили поставки мяса, сахара, мы осваиваем новые рынки, у нас уже более 130 стран-импортеров и в этом плане нужно двигаться дальше», — акцентировал он. По оценке министра, через 5−10 лет объем российского агроэкспорта может достичь $40−50 млрд.
При этом Злочевский обратил внимание, что, несмотря на рост экспорта в 2017 году баланс поставок продовольствия по-прежнему был отрицательным, и импорт по итогам прошлого года превысил $30 млрд. «Глубина нашей интеграции в мировой рынок продовольствия очень невысокая, — подчеркнул эксперт. — Если посмотреть на США — крупнейшего в мире поставщика продовольствия с объемом около $140 млрд, то там делается акцент на вывоз продукции с высокой добавленной стоимостью». Например, штаты экспортируют дорогую премиальную говядину, при этом для внутреннего потребления закупается обычное мясо из Канады. Россия должна задуматься на эту тему и проводить аналогичную политику на агропродовольственном рынке: концентрироваться на поставках продукции с высокой добавленной стоимостью, уверен эксперт.