Продукция областного производства – молочная, мясная, хлебобулочная – довольно востребована в наших розничных сетях
После ввода продовольственных санкций в России торговые сети стали заявлять о программах по привлечению малого и среднего бизнеса. И сегодня на полках федеральных и региональных ритейлеров мы видим популярные в конкретных областях продуктовые товары. Но продукцию нераскрученных брендов и фермерских хозяйств найти можно не всегда. Почему так происходит и что делают в Рязанской области, чтобы местные продукты как можно чаще попадали в корзину жителей области через сетевые магазины шаговой доступности?
Долго, дорого, непросто
Пробиться на полки ритейлеров местным производителям хлеба, молока или колбасы довольно непросто. Кто-то не может обеспечить требуемые объемы, кто-то – сроки поставки, кого-то пугают огромные штрафы в предлагаемых условиях договоров.
Коммерческие условия в ритейлах в основном таковы, что, если в сроки «тестового периода» продукция поставщика реализуется плохо, происходит либо ротация видов продукции от этого же производителя, либо отказ от сотрудничества. Но даже если товар прошел тестирование, не всегда его продадут по той цене, которую хотел поставщик. Порой ему приходится скидывать цену на 40-50% от отпускной.
– Мне, например, – делится своим опытом руководитель молодого молочного производства в Шацке «Рассвет-1» Петр Лопырев, – свое пакетированное молоко предлагают продавать по 15-20 рублей, в то время как на полках оно будет выставлено по 40 и дороже. Конечно же, меня это не устраивает. У нас небольшое производство, и нести такие расходы мы не можем. Выход – открывать свои точки продаж.
Есть и еще одна альтернатива, о которой упоминает Петр Петрович, – это распространение товара собственного производства через небольшие магазины.
Об этом же задумываются и более крупные рязанские производители. Несмотря на то что продукция «Русского мороза» и «Элита-Хлеб-Сервис» сегодня широко представлена во всех супермаркетах всех известных в Рязани и области торговых сетей, и у этих известных брендов есть определенные проблемы с продажами.
– Мы реализуем через сети 90% общего объема производства, – рассказывает директор Николай Бодягин. – И не только в нашей области. Наша продукция есть по всему ЦФО, Северо-Западу и Югу России. Но продавать через сетевые «магазины шаговой доступности» становится все труднее и труднее. Очень медленная реакция у ритейлов на повышение цен. У нас дорожает сырье, мы теряем маржинальность и доходность. Порой приходится просто выводить товар с полок, потому что реализовывать его – невыгодно. Конечно же, в этой ситуации мы рассматриваем все альтернативные варианты сбыта продукции.
Лицом к лицу
Проблемы во взаимодействии с федеральными сетями есть во всех регионах. Федеральное законодательство не дает полномочий устанавливать конкретные преференции для местных производителей. А значит, крупные сети никогда не будут заинтересованы в работе с малым и средним бизнесом, если только не появятся экономические или законодательные стимулы к работе с ними. Поэтому единственная возможность решения проблемы – открытый диалог между торговыми сетями и рязанскими производителями.
По данным регионального минпромэкономразвития, в нашей области в общем объеме товарооборота по разным федеральным сетям доля продаж местных производителей колеблется от 2,2 до 8,6%. А по таким самым востребованным товарным группам, как молочная, мясная продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, яйца, удельный вес рязанской продукции составляет от 5 до 80%. Много это или мало? Официальная статистика о доле местной продукции в сетевых магазинах отсутствует, поэтому оценить ее уровень относительно других регионов невозможно. И все же сегодня среди рязанских товаров мы можем видеть продукцию не только раскрученных брендов, но и небольших предприятий и даже крестьянско-фермерских хозяйств. Каким же образом наши сельхозтоваропроизводители сумели зайти на полки известных супермаркетов шаговой доступности?
Два года назад в регионе стартовал проект «Родные продукты – в каждый магазин». Именно тогда, на фестивале «Рязанское качество», за стол переговоров сели представители власти, крупных федеральных и региональных торговых сетей и сельхозтоваропроизводители, решая вопрос доступности рязанской продукции. Тогда же началась серия закупочных сессий с презентациями и дегустацией местной продукции, дни местного производителя и встречи на базе предприятий.
За это время министерство промышленности и экономического развития провело 12 закупочных сессий представителей 17 крупных федеральных и региональных торговых сетей для более чем 60 рязанских производителей. Товары тридцати из них мы и можем видеть сегодня в сетевых магазинах шаговой доступности.
И большой, и малый
Есть среди наших производителей те, кто успешно реализует свою продукцию в федеральных торговых сетях за пределами области. Рязанское молоко «АМКИ» и «Вакинского Агро», продукция Рязанской чайной фабрики, полуфабрикаты «Лины» и «Русского мороза», яйца «Окской птицефабрики» и хлебные изделия «Экохлеба» – все эти товары успешно зашли на распределительные центры «Магнита», «Пятерочки», «Перекрестка», «Дикси» и пользуются успехом во многих регионах России. Причем производители постоянно расширяют ассортимент представленных товаров.
Но самое главное, что сегодня именно рязанцы могут приобретать свое – рязанское. Причем не только раскрученные региональные бренды, но и продукцию небольших локальных рязанских предприятий. Например, молочку рыбновского, ухоловского, ряжского или тырновского молочных заводов, хлеб из Новомичуринска и от рязанских муниципальных хлебозаводов, колбасные изделия «Трех крестьян».
Насколько проект «Родные продукты – в каждый магазин» будет успешен в этом году – покажет обоюдное желание сетевиков и сельхозтоваропроизводителей активно двигаться в заданном областью направлении – расширять каналы сбыта и увеличивать объемы производимой в регионе продукции. Проблем хватает, и решить их можно только сообща.
Комментарий
Елена Телкова, директор ООО «Аллегри» (торговая сеть «Вита Маркет»):
– Продукция областного производства востребована. Мы стараемся максимально предоставлять свои торговые места рязанским производителям, хотя пока их доля в общем товарообороте сети не более 10%. Сегодня на наших полках в основном представлены хлебные изделия местных производителей и молочная продукция. В том числе фермерские продукты. И это товары со всей области. Рязанское, старожиловское, захаровское молоко, сасовские перепела, рыбновские кролики, старожиловская индейка, касимовская колбаса, захаровский мед, спасские полуфабрикаты, рыбновские соленья и многое другое. Рязанское пользуется большим спросом. В первую очередь, потому что жители области доверяют своим производителям. У местной продукции довольно короткие сроки реализации товаров, что говорит о том, что товары натуральные. К тому же наша сеть является участником проекта «Забота» – а это тоже определенное доверие к своим товарам. Мы очень благодарны той помощи, что оказывает минэк, проводя совместные закупочные сессии, и надеемся, что ассортимент рязанских товаров на наших полках будет только расширяться.