Молочная мегаферма нового поколения. – Интервью с Николаем Морозовым, гендиректором ООО «Приокское мясо» Спасского района

О строительстве второй очереди комплекса, привлечении кадров, размерах зарплат и о планах по развитию руководитель компании «Приокское мясо» рассказал в интервью газете «Рязанские ведомости».

Возведение в Спасском районе мегафермы на 3600 голов дойного стада началось в 2019 году. В октябре 2020 года завезли первую партию животных – 760 нетелей. На данный момент первая очередь крупного проекта уже прошла апробацию, а значит, пора приступать к строительству второй, а за ней – и третьей. О первых достижениях комплекса и его дальнейшем развитии беседуем с бизнесменом и идейным вдохновителем проекта, человеком, возглавившим предприятие, – Николаем Морозовым.

Р.В.  – Николай Игоревич, год назад, когда только заканчивалось строительство первой очереди мегафермы, ваш главный агроном Николай Гучинов, показывая мне огромный комплекс, укомплектованный современным оборудованием, уверенно и с гордостью заявил, что подобных проектов в России нет.

– И это действительно так. Прежде чем приступить к проектированию, а затем и к строительству, я объехал весь мир, чтобы посмотреть, как эта индустрия живет в разных странах. И понял, что мы похожи на Китай или Америку, а не на Европу. В небольшой Европе действуют семейные подряды, а вот крупные холдинги и мегафермы строятся в крупных странах.

Сегодня как раз у нас в гостях был один из самых крупных российских переработчиков масличных – компания «ЭФКО». И, конечно, нам польстило мнение, что ничего подобного по масштабам и оснащению они не видели ни у себя в Воронеже, ни в Краснодаре. До этого нас посещали представители компаний Danone, «Вимм-Билль-Данн», Ehrmann и Campina. У всех сложилось очень положительное впечатление о нас.

Р.В. – Почему именно спасские земли выбрали для осуществления проекта?

– Я сам родом из Спасского района. На этих землях, где сейчас стоит комплекс, когда-то вел свою деятельность колхоз «Факел», а руководила им моя прабабушка Мария Петровна Морозова. Она занималась животноводством в сложные военные и послевоенные годы, как и Дарья Гармаш стала Героем Социалистического Труда. И несмотря на то что до этого я не занимался сельскохозяйственным бизнесом, для меня этот проект – своего рода традиция. Когда-то спасские земли славились животноводством. Но с 1990-х годов за 30 лет эта компетенция была утеряна. Уверен, мы можем возродить отрасль в нашем районе.

Р.В. – Первую очередь комплекса успешно сдали в октябре прошлого года. Тогда же завезли из Германии первые 760 голов крупного рогатого скота. Как обстоят дела на производстве сегодня?

– Запуск первой очереди показал, что мы довольно успешно справляемся со своими задачами. Сейчас коровы дают 10 тонн молока в день, через полмесяца это будет 16 тонн, к концу марта – 22 тонны, потому что животные находятся в процессе отела и перехода к раздою. Сам двор, рассчитанный на 1200 коров и телят, представляет собой целый комплекс мини-помещений – фермы, лазарета и дойки, которая сейчас обслуживает 760 дойных коров, а в дальнейшем будет работать только на нетоварные вида молока и на раздой. Нам еще предстоит построить большую дойку с каруселью на 80 мест с мгновенным охлаждением молока, с современными хранением и выгрузкой. Но это будет на следующей очереди строительства.

Р.В. – Такая поэтапность в строительстве связана с финансированием проекта?

– Конечно. В таких крупных проектах, как этот, подразумевается и крупное финансирование. Благодаря тому, что в последние годы государство обратило внимание на сельское хозяйство, мы получили льготное финансирование. Но нужно учитывать, что для банков мы новички на рынке АПК. У нас нет ни залоговой базы, ни компетенций, ни команды. А значит, нам предоставляются средства по самой большой процентной ставке. Поэтому в декабре 2019-го мы разделили строительство комплекса на три фазы. Первую успешно сдали. Теперь, на повторном кредитном комитете, уже будем оцениваться как действующее предприятие, со своими победами, компетенциями и договором о переработке молока с крупной фирмой. И на полученные средства сразу же начнем строительство второй очереди. У нас заложен фундамент еще на три корпуса, поэтому даже зимний период нас не пугает: можем начать собирать металлоконструкции хоть сегодня.

Через год планируем достроиться, через полтора – завести весь скот. А это 4 тысячи голов так называемого начального фуражного стада, которое со временем само вырастет до 9 тысяч – дойные коровы, нетели, бычки. А мощности производства увеличатся до 120 тонн молока в сутки.

Р.В. – Голода с кадрами не испытываете?

– Мы постоянно ищем новых специалистов. Сейчас их 60, при максимальной загрузке будет 200. Зарплаты у нас хорошие. Рабочие на технических специальностях получают больше тридцати тысяч за 15 смен в месяц. И это редкость, в основном, у тех, кто не хочет сидеть без дела, зарплаты больше 40-45 тысяч. Ветеринары, животноводы, механизаторы получают, конечно, еще больше.

Р.В. – Насколько я знаю, большинство ваших специалистов – профессионалы федерального уровня из других регионов…

– Четверть работников – местное население, иностранных рабочих – 15 процентов, 60 процентов – люди, которые работали на подобных комплексах в Туле, Калуге, Воронеже. Есть у нас и москвичи. Так получилось, что они вели животноводческую деятельность на территории Новой Москвы. И когда эта территория стала городской, вынуждены были прекратить свой бизнес. Так основная часть профессионального и сплоченного коллектива и попала к нам. Но хочу отметить, что специалисты приезжают к нам сами, мы принципиально не занимаемся хантингом.

Р.В. – Чем же привлекаете кроме зарплат?

– Культурой производства в первую очередь. Когда проект по строительству мегафермы только разрабатывался, мы сделали ставку на самые современные и автоматизированные способы процесса. У нас, например, нет домиков для телят под открытым небом. Телятник находится под кровлей, а значит, телятницы не бегают с бутылками молока под дождем по слякоти и не кормят телят вручную. У нас весь процесс кормления автоматизирован: нетоварное молоко проходит через пастеризатор, охлаждается до нужной температуры выпойки, а затем, с помощью насоса, попадает в бутылочки. Они перемещаются на прицепе между индивидуальными клетками с телятами. Телятницам остается лишь раздать их, а на обратном пути собрать, после чего бутылочки автоматически моются. Таким образом мы обеспечиваем высокую культуру труда и избегаем негативного влияния человеческого фактора: молоко для кормления всегда нужного качества, а бутылка – всегда чистая.

Но это не единственный фактор социальной заботы о наших специалистах. Наши иностранные специалисты проживают в общежитии, где совсем недавно был закончен ремонт, мы доставляем тех, кто живет в деревне Гавриловское, до фермы и обратно своим транспортом.

Ну а когда завезем всех животных, займемся подготовкой проектной документации для строительства жилья для наших специалистов.

Р.В. – Планируете построить агрогородок?

– Именно. Причем не в чистом поле, а на окраине Спасска. Сейчас, к сожалению, в городе почти невозможно арендовать жилье. А ведь к нам придут еще около 140 специалистов. Будем привлекать их комфортабельным жильем. Думаю, домов сто возведем.

Конъюнктура рынка, льготное кредитование, субсидирование со стороны государства позволяют нам строить такие планы. Плюс внимание региональных властей, а у нас в Рязанской области очень внимательно относятся к сельскому хозяйству.