Сельский туризм повышает привлекательность периферийных территорий

Об этом в числе прочих вопросов шла речь на семинаре «Сельский туризм: глобальные тренды и российская действительность», организованном для рязанских аграриев Центром компетенций в сфере с/х кооперации и поддержки фермеров региональной «Корпорации развития» 21 декабря. Опытом и практиками инновационной и конкурентоспособной агротуристической индустрии с участниками поделилась международный эксперт по развитию сельского предпринимательства Наталия Андреева.

По оценке руководителя Центра компетенций Евгения Кошелкина, «сельский туризм – один из наиболее перспективных механизмов планомерного повышения привлекательности сельских территорий, в том числе инвестиционной». На сегодня для проектов, направленных на развитие инфраструктуры – строительство, ремонт помещений для приема туристов и благоустройство территории, приобретение соответствующего оборудования, транспорта, а также снаряжения и инвентаря, действует грантовая программа «Агротуризм». Сумма средств гранта варьируется от 3 до 10 млн рублей.

За государственной поддержкой могут обратиться малые и микропредприятия, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции (за исключением личных подсобных хозяйств), зарегистрированные и осуществляющие деятельность на сельской территории или агломерации Рязанской области. Победители конкурса должны осуществлять деятельность не менее 5 лет с даты получения гранта и за это время достигнуть плановых показателей, предусмотренных проектом развития сельского туризма.

Перечисляя преимущества формата сельского туризма, Евгений Кошелкин отметил, что главная цель программы «Агротуризм» – дополнительные возможности реализации фермерской продукции. При этом положительный эффект распространяется и на развитие территорий, и, как следствие, на сохранение численности жителей в деревнях и селах, за счет чего растет инвестиционная привлекательность в целом региона.

Руководитель Инжинирингового центра органического сельского хозяйства Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса Наталия Андреева в своем выступлении сделала акцент на основных принципах успешного развития агротуристических хозяйств. В качестве примера инструмента масштабирования фермерских хозяйств в полноценные инвестпроекты она привела сельхозкооперацию.

«Особенно важны в таких инициативах объединение и кластерный подход. Сельхозкооперация – это не формальность, – подчеркнула Наталия Андреева. – В первую очередь, она нужна, чтобы помогать развитию фермеров, потому что «один в поле – не воин». Такие форматы способствуют формированию инновационной и конкурентоспособной агротуристической индустрии». По ее словам, часто фермеров останавливает необходимость оформления документации. Решать сложности подобного рода помогают специалисты регионального Центра сельхозкооперации и поддержки фермеров.

Обсуждая экономику сельского туризма, эксперты отметили, что большое значение имеет экономическая составляющая проекта. «Если вы хотите заниматься туризмом на селе, нужно понимать, что это – именно предпринимательство, а не хобби. Это должно быть бизнесом и приносить доход», – резюмировала Наталия Андреева. Залог успешной реализации таких проектов – предварительный просчет их рентабельности и подготовка бизнес-планов, с которым также помогает Центр компетенций.