Разговор по душам. Часть первая.

Об итогах работы регионального АПК за 2017 год, о подготовке к посевной и о планах на текущий год в целом, о господдержке, оказываемой крестьянским фермерским хозяйствам, о ходе реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года» и о многом другом поговорил наш корреспондент Михаил Фильчак с руководителем ведомства Дмитрием Филипповым.

– Дмитрий Игоревич, вы начинали работу в министерстве простым клерком. Теперь вы оказались в кресле руководителя ведомства. Комфортно ли вы себя чувствуете на этом посту? Не давит ли на плечи груз ответственности?

– Начал я по договору работать,без госдолжности, в отделе животноводства, практически все ступени прошёл. Четыре разных руководителя давали мне возможность двигаться. На каждом этапе, конечно, были свои обязанности и своё понимание ситуации. Должен сказать, что мне комфортно работать с коллективом. Коллектив знает меня по всем моим карьерным ступеням, и я знаю коллектив, который я могу назвать сплочённым. Представляю возможности абсолютно каждого. Коллектив умеет выполнять поставленные перед ним задачи в максимально короткие сроки, несмотря на то, что иногда есть объективные и субъективные трудности.

– За то время, что вы находитесь у руля рязанского АПК, какой для себя выбрали вы вектор движения в направлении модернизации регионального агрокомплекса? Иначе говоря, что у вас в приоритете?

– Должны быть приоритеты. Они согласуются очень чётко с возможностями и сегодняшними требованиями политической и экономической ситуаций, задачами Президента и губернатора. Для нас основная концепция работы – обеспечение региона своим продовольствием. Страна, хочу сказать, сильна, когда она полностью себя обеспечивает продовольствием, актуально это и на уровне региона. Да, у нас недостаточно фруктов, не можем, к сожалению, мы выращивать персики и бананы или морскую рыбу ловить. В остальном самодостаточность региона – цель вполне достижимая. Наши продуты востребованы.У нас в приоритете молочная отрасль. Почему? За этим необходимость развития кормовой базы, а значит, и растениеводства в целом. Молочное животноводство – ключевая, жизнеопределяющая отрасль для Рязанской области. За последние годы мы также научились выращивать новые для нас культуры (подсолнечник, рапс, кукурузу на зерно). Цель и задача на перспективу развивать переработку, чтобы оставлять максимальную добавленную стоимость в регионе.

– Можно ли, на ваш взгляд, Дмитрий Игоревич, сейчас рязанский АПК причислить к инновационным, высокотехнологичным? Какие отрасли, по-вашему, больше всего нуждаются в новых технологиях?

– У нас в Рязанской области многое из того нового, что есть в мире, уже присутствует. Это и доильные залы карусельного типа, новые коровники или новые доильные роботы. Переходим на растениеводство. Современная техника с системами навигации у нас тоже имеется, на самом деле АПК региона мы можем назвать высокотехнологичным, но не везде. Есть у нас большие сельхзоз предприятия, которые приобретают суперсовременные комбайны, которые, по сути, это большие компьютеры, и комбайнёров теперь иначе как операторами не назовёшь. А вот мелкие крестьянские фермерские хозяйства нужно подтягивать до современного уровня. Хотя и тут имеются такие, которые не уступают гигантам. Процесс модернизации, о котором я сказал, не закончится никогда, но требует финансовых вливаний. Львиная доля господдержки – это субсидирование определённых затрат.

Лишь несколько направлений являются прямыми деньгами, которые даются в развитие. Понятно, что это гранты для развития семейных и начинающих фермерских хозяйств. Естественно, ведётся контроль за использованием этих ресурсов, за которые будет и спрос. Да, и в рыбоводстве у нас уже появи лись новые технологии, новые установки замкнутого водоснабжения, это уже не экстенсивная форма разведения карпов, например, которая, кстати, тоже интенсифицируется очень здорово, то есть мы используем новые корма, новые удобрения, достижения современной генетики. И в птицеводстве, и в молочном животноводстве тоже все новинки у нас используются. У нас примерно 48% поголовья – это племенные животные. Здесь мы довольно хорошо выглядим, хотя есть и куда стремиться. Например, во Владимирской области этот показатель выше пятидесяти, поэтому, естественно, мы каждому сельхозтоваропроизводителю, занимающемуся именно молочным направлением рекомендуем вести племенной учёт, чтобы собственник понимал, что у него за животные, что от них ждать и как с ними работать. Иначе и невозможно в современном мире, и в условиях современного рынка невозможно конкурировать и производить конкурентно способную продукцию, будь то молоко или зерно, или иное какое-то сельхозсырье, потому что сегодня, кто вырастил зерно, например, третьего класса, тот имеет цену выше, чем тот, кто вырастил фураж. Но, тем не менее, повторюсь, АПК у нас сейчас высокотехнологичный.

– Сам собой напрашивается следующий вопрос. Скажите, какие меры возглавляемое вами, Дмитрий Игоревич, ведомство принимает для оказания поддержки рязанским сельхозпроизводителям и предприятиям перерабатывающей отрасли, то есть как будет министерство лоббировать интересы наших аграриев?

– Мы отстаиваем интересы рязанских аграриев при формировании регионального бюджета, это всё прорабатывается с Министерством экономического развития, с Министерством финансов, с Думой, от которой мы получаем довольно большую поддержку в части формирования бюджетной линии политики в агропромышленном комплексе и, естественно, ведётся и работа с Минсельхозом России. Конечно, мы поставлены в рамки лимитов, которые выделяются на развитие АПК. В текущем году будет выделено по стране на эти цели из федеральной казны 242 миллиарда рублей. Естественно, что свой кусочек мы хотим к нам привлечь. Механизмы изменились в прошлом году. Если раньше это была поддержка сельхозтоваропроизводителей в части возмещения процентной ставки по привлечённым кредитам, будь то длинные кредиты на покупку техники, покупку животных или на строительство, будь то короткие кредиты на покупку удобрений, ГСМ, семян или запчастей, то сейчас льготные кредиты выделяются напрямую банками, но ограниченному числу заемщиков, решение по которым принимается на федеральном уровне, мы из этого процесса законодательно исключены, но, тем не менее, стараемся держать руку на пульсе, то есть следим за тем, кто получает кредиты, на какие цели их планируют расходовать, естественно, в полном диалоге с федеральным центром мы по этому вопросу, чтобы, действительно, получали те, кто развивается.

Среди механизмов и мероприятий господдержки у нас погектарная субсидия оставлена, в отличие от соседних южных регионов, но поддерживаются только те посевные площади, на которых или зерновые, или кормовые культуры. Эта поддержка невелика, но всё равно это те деньги, которые аграрии смогут потратить в сезон весенних полевых работ. Естественно, мы получаем из федерального и регионального бюджетов средства на поддержку собственников, работающих в молочном животноводстве. Это не только субсидирование прямого производства молока на каждый килограмм, а в соответствие с главным вектором политики нашего АПК, приоритетным направлением поддержка в основном в нашей области – это повышение генетического потенциала. Если сопоставлять цифры, то в прошлом году это было областными деньгами 137 миллионов, а в этом году уже 173 миллиона рублей. Здесь может поддерживаться как само содержание маточного поголовья, которое производит племенной молодняк с высоким генетическим потенциалом, так и на закупку, причём приобретение может осуществлять как в России, которое, естественно, только приветствуется, но также и за рубежом, где, к сожалению, пока генетика на более высоком уровне. Хотя всё это возможно и здесь, у нас.

Судя по итогам 2017 года, если мы планировали 6 100 в среднем по области надои от коровы с учётом тех самых экстенсивных хозяйств, о которых я упомянул выше, то по итогам года имеем 6 265. Это уже официальная статистика. И это в среднем по стаду, а если мы говорим по племхозам, то это уже выше 7 000 килограммов с головы, то есть мы максимально близко приближаемся к европейским стандартам. Да, там, конечно, показатели надоев есть 8, 9, 10 и даже 12 тысяч, но такой племенной скот уже есть в Рязанской области, и у нас есть уже хозяйства, в которых средний надой больше 9 тысяч на корову.

И, естественно, одним из архиважных направлений господдержки является федеральная программа устойчивого развития сельских территорий.

Продолжение следует…

rg62.info